Мар
2016
Журнал Свое дело: Инновационный стартап «Соларжи»
2 Мар 2016


Гори всегда, гори везде

 «Для любой деятельности человека нужен свет — естественный или искусственный, неважно. Без тепла, воды, систем вентиляции и кондиционирования пусть некомфортно, но работать можно. А вот в темноте невозможно сделать ничего», — убежден Алексей Стерхов, генеральный директор ижевской компании «Соларжи» — единственного в России предприятия, производящего световоды. Изобретатель, разработчик технологии световодов рассказал СД, как организовать производство с нуля, потратив при этом всего миллион рублей, тогда как коллегам из США для этого понадобилось бы не меньше 10 млн долларов, и почему в России у него до сих пор нет конкурентов.

Впервые о световодах Алексей Стерхов услышал в 2007 году, будучи студентом ИжГТУ, где он выучился на инженера-теплотехника. Его дипломный проект был посвящен энергосбережению, и эта тема, признается изобретатель, его зацепила. Поэтому, создав в 2009 году собственную проектную организацию, он большое внимание уделял внедрению в проекты заказчиков различных энергосберегающих технологий: от тепловых насосов до солнечных панелей. Почему в итоге решил заниматься именно световодами, рассказывает сам предприниматель.

— В Ижевске люди особые: все хотят получить бесплатно или очень дешево. А тепловые насосы еще шесть лет назад стоили не меньше одного миллиона рублей, солнечные панели — в пределах 50 тысяч рублей. К тому же обе эти технологии условно бесплатны — и за тепло, и за электричество, так или иначе, платить приходится. Между тем световоды не только бесплатно дают свет, но еще и выполняют всевозможные нормы, без соответствия которым госэкспертиза не пропустит проект. Внедряя в проекты заказчиков световоды, я видел, что эта технология существенно облегчает работу проектировщиков и строителей, а главное, решает сразу комплекс задач. Световоды не только экономят затраты на электричество, но и решают вопросы противопожарной безопасности, кондиционирования, теплопотерь. И, что немаловажно, их стоимость сравнительно невысока: в 2010 году они стоили 20 тысяч рублей, сейчас в среднем 30 тысяч рублей с учетом монтажа.

Сначала мы устанавливали на объектах наших клиентов световоды американской компании Solatube. Внедрили чуть больше ста штук по всей России. А потом работать с американцами стало невыгодно. Я предложил представителю компании Solatube в России организовать производство световодов в Ижевске. Но услышал в ответ, что это нереально, что на это нужны огромные деньги — 10 млн долларов — и уйма времени — не менее пяти лет. Но я и мои коллеги понимали, что наладить выпуск световодов можно с минимальными затратами в предельно сжатые сроки. В итоге мы уложились в один миллион рублей. На все про все нам, а в команде на тот момент было всего три человека, понадобилось четыре месяца. Но мы были полны решимости и энтузиазма, работы не боялись, хотели учиться и исследовать новое. Именно на эти качества я сделал ставку, принимая сотрудников на работу, и не прогадал.

Собственных денег у нас не было. Я пришел к нашему заказчику — руководителю одной крупной компании, на объекте которой требовалось установить световоды, и сказал: «Установка американских обойдется вам в два миллиона рублей, а нашего производства — в два раза дешевле. Рискнете — будете пить шампанское». Заказчики рискнули. На миллион рублей, предоставленный инвестором, мы разработали технологию производства, закупили материал и наладили производственный процесс. В результате первым объектом, на котором в 2012 году были внедрены световоды «Соларжи», стала ижевская школа № 30. Они и сейчас там успешно работают.

Наше производство налажено по военной технологии — все техпроцессы разбросаны по разным площадкам и находятся на аутсорсинге. Причем каждый из них мы стараемся дублировать, чтобы не было срывов. Так что наша производственная площадка — весь Ижевск. Зачем покупать дорогое оборудование, арендовать помещения, если в нашем городе все это уже есть? Договаривайся и пользуйся. Мы приобрели только 3D-станок, на котором делаем оснастки. Благодаря такому подходу нам и удалось открыть производство световодов всего за четыре месяца. Если бы мы пошли по американскому пути — начали бы закупать технику, искать помещение, нам бы действительно понадобилось 5 лет и 10 млн долларов.

Открыв производство световодов в Ижевске, никаких маркетинговых шагов мы не предпринимали. Работал сайт, благодаря которому, по всей видимости, заказчики на нас и выходили. Так мы получили заказ из Самары, где работали на объекте «Магистральных энергетических сетей Волги», из Екатеринбурга, где в офисе Главного управления МЧС России по Свердловской области установили 23 световода.

В дальнейшем в продвижении световодов сделали ставку на проектировщиков. Приходили в проектные организации, проводили презентации, раздавали рекламные брошюры. Нам говорили: «Хорошо, мы будем внедрять световоды в проекты, но не факт, что строители наше предложение воплотят в жизнь». Действительно, так оно и было.

Например, в 2013 году в Удмуртии в 10 строящихся детских садах планировалось установить по 10 световодов — в основном в детских туалетах. Госэкспертиза эти проекты одобрила, но когда дело дошло до строительства, в Минстрое Удмуртии сослались на отсутствие денег. В итоге мы успели установить световоды всего в трех детских садах. Между тем за 10 лет эти 10 детсадов могли бы сэкономить на электроэнергии 10 бюджетных миллионов рублей! И это по подсчетам еще в ценах 2013 года.

Показательный пример экономии средств — детский сад при гимназии имени Кузебая Герда на улице Петрова, 19. Еще в 2010 году мы установили там световоды в пяти туалетах. Так вот за шесть лет электрические лампочки, которые параллельно со световодами там, конечно, тоже имеются, в этом детском саду не меняли ни разу. Поначалу нянечки спрашивали меня, показывая на световод: «Как выключить эту лампочку?» «Это не лампочка, это солнышко», — отвечал я им.

С годами работать в Удмуртии проще не становится. К сожалению, в нашей республике не умеют думать на перспективу, не задумываются о том, что, вложившись однажды в установку световодов, в дальнейшем можно существенно экономить на коммунальных платежах. Так, за пять лет мы внедрили системы естественного освещения в Ижевске всего на одном объекте компании «Милком», хотя выходили с коммерческими предложениями во многие организации. В других регионах работать гораздо легче, что мы и делаем.

Устанавливая световоды, все преследуют свои цели. Государственным организациям важно выполнить нормы и пройти госэкспертизу, коммерческим компаниям куда важнее сэкономить на платежах.

Световоды в России набирают популярность. Если шесть лет назад мы начинали с одного запроса в месяц, то сейчас нам поступает три-четыре запроса в неделю. Как минимум один заказ в месяц мы имеем. Увеличение спроса заставило задуматься о расширении производства. Планируем в этом году начать изготавливать световоды «Соларжи» еще и в Красноярске. Всего за годы работы мы реализовали около 160 крупных проектов (стоимостью не менее 250 тысяч рублей каждый). Наши световоды работают в детских садах, школах, ФОКах, автосалонах, производственных помещениях во многих городах России, а также Украины, Казахстана и Молдовы. Ведем переговоры с потенциальными заказчиками из Франции и даже Камбоджи.

Во всем мире производством световодов занимаются около 120 компаний. В России мы до сих пор единственные. По нашим подсчетам, каждый второй световод в стране — «Соларжи». Распространять их помогают 12 дилеров. На самом деле отсутствие конкурентов расстраивает, поскольку тормозит наше развитие. Трудно сказать, почему никто больше не решается занять эту нишу. Может быть, потому что продвигать световоды на рынке непросто. Мы же продаем не отдельно взятый продукт, а комплексное решение. Нужно суметь донести до покупателя, что, потратив на внедрение световодов два миллиона рублей сейчас, за пять лет он сэкономит 50 миллионов, и ему даже обслуживать их не придется.

В России вопросом естественного света уже давно не занимаются. Наша компания единственная в стране проводит научные изыскания по передаче и транспортированию естественного и искусственного света. Поэтому, несмотря ни на что, системы естественного освещения будут развиваться. Так, например, уже в этом году мы планируем начать производство гибких световодов. Они существенно меньше по размеру, внешне похожи на обычный провод, но света дают столько же, сколько классические световоды. Объект, на котором появится новинка, известен. Но это уже совсем другая история.

СПРАВКА СД

Световод — устройство перескопного типа для направленной передачи дневного и солнечного света в целевое помещение через кровлю или стены. Применяется для освещения любых помещений.

Световод состоит из трех основных частей: светособирающего купола, зеркального тубуса и светорассеивателя.

Световод диаметром 530 мм заменяет окно размером 1,5 х 1,5 м и освещает пространство размером 30 кв. м. Дело в том, что окно охватывает не более 25% небосвода, а световод — все 100%.


Источник - http://svdelo.ru/zhurnal/zhurnal-svoe-delo-innovacionnyj-startap-solarzhi